Чем хуже — тем лучше. Казанцам понадобилось проиграть две первые партии, чтобы в трёх следующих доказать свою силу.
Прежде чем рассказать о решающем матче мужской Лиги чемпионов — 2016, представлю соперника нашего «Зенита» — итальянский «Трентино», команду Радостина Стойчева, известного болгарского специалиста, в своё время помогавшего Владимиру Алекно, когда тот руководил московским «Динамо». Отправившись на Апеннины после российской столицы, Стойчев сразу же доказал, что хорош и в самостоятельной работе, выиграв все возможные призы в Италии, в Европе и в мире, четыре года подряд побеждая на мировом клубном первенстве. Когда же у хозяев «Трентино» возникли финансовые трудности, Стойчев перебрался на сезон в Турцию и возглавил «Халкбанк», но через год вернулся в «свою» итальянскую команду. И в очередной раз вывел подопечных в «Финал четырёх» главного клубного турнира Европы.
Накануне Стойчев и Ко как-то очень уж легко расправились с гораздо более звёздным по составу клубом, больше известным в волейбольном мире, как «Любе» из Мачераты. Только звёзды эти на сей раз не светили так ярко, как в былые времена, потому что, при всём уважении к известным и заслуженным личностям, лучшие времена и Ивана Мильковича (36 лет), и Рида Придди (38), и Алессандро Феи (37) уже в прошлом. Совершенно не смотрелся, как по минувшей осени на Кубке мира в составе сборной Италии, кубинец Османи Хуанторена, хотя и на приёме за всех отрабатывал, и в атаке был неплох. Но всё это талантливый волейболист исполнял как бы из-под палки, без куража, который в принципиальных встречах бывает крайне необходим. И как ни старались молодые — американский связующий Мика Кристенсон и французский либеро Женя Гребенников — исправить ситуацию, без атаки и особенно блока в споре пусть и не со столь известными, но зато хорошо обученными воспитанниками Стойчева им было не совладать.
Самый яркий игрок «Трентино» — совсем юный связующий сборной Италии Симоне Джаннелли, 20 лет которому исполнится в августе во время Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Он не по годам умело руководил действиями своих партнёров — русского итальянца доигровщика Олега Антонова, диагонального Метара Джурича, выступающего за сборную Греции, аргентинского блокирующего Себастьяна Соле. Чуть слабее других смотрелся на сей раз словенский доигровщик Тине Урнаут. Но это вовсе не означало, что и на следующий день вице-чемпион Европы будет много ошибаться.
Короче, ожидалось, что казанцам будет сложнее, чем накануне. Впрочем, стоило «Зениту» сыграть так, как 24 марта в Лодзи против команды «Скра» из Белхатова в «раунде 6» или чуть позже против московского «Динамо» в чемпионате страны, российскому восьмикратному чемпиону никакой соперник был не страшен.
Вот только накануне против «Ресовии» казанцы сыграли не так, как могли бы. Потому Алекно и остался недоволен подопечными. Но решающий матч подразумевал не только смену декораций, но и полную отдачу. Тем более что этим финалом «Зенит» завершал победный сезон.
Кстати, эти же команды однажды играли в решающем матче Лиги чемпионов. Было это пять лет назад. И тогда «Трентино» в третий раз подряд поднялся на европейский подиум за клубным континентальным золотом. Но до сих пор в обеих командах выступают волейболисты, которые соревновались и в том памятном финале, завершившемся победой итальянского клуба со счётом 3:1. Речь о двух либеро — 31-летнем итальянце Массимо Колачи и 35-летнем Владиславе Бабичеве. И уже играл за «Зенит» Максим Михайлов.
Между прочим, после той встречи в Больцано в такой же, как и сегодня, солнечный день ровно через год соперники вновь сыграли между собой. Только в полуфинале такого же турнира, и на сей раз казанские волейболисты взяли реванш с таким же счётом, а затем и выиграли Лигу чемпионов победив в Лодзи клуб «Скра» из Белхатова. Именно этой победой «Зенита» завершилась победная итальянская страница чемпионского турнира Старого Света: все последующие годы побеждали только команды из России — дважды «Зенит» и по разу «Белогорье» и новосибирский «Локомотив».
Алекно предпочёл Александру Бутько Игоря Кобзаря, который накануне своим выходом по ходу матча поставил в тупик польских волейболистов и тренеров: те тщательно подготовились, изучив манеру действий основного связующего «Зенита». А тут на площадке оказался резервист, которого в расчёт не брали вовсе.
Как и накануне, казанцы медленно запрягали — ошибки на подаче совершали едва ли не все наши игроки. С блоком не ладилось, а в атаке в первых розыгрышах не удавалось добить до пола — игроки «Трентино» поднимали всё. И с приёмом справлялись, если мяч всё-таки попадал в квадрат.
К первой технической паузе — 4:8, ко второй — 14:16. Причём перед самым вторым перерывом, когда зенитовцам удалось сократить разрыв вдвое, Стойчев заволновался и попросил о тайм-ауте, не дожидаясь официального перерыва.
Достать итальянскую команду удалось на подаче Леона — 19:19, и Стойчев тут же вновь созвал своих на новую установку. И «Трентино» повёл — 21:20.
Теперь уже забеспокоился до этого внешне казавшийся невозмутимым Алекно. Достать соперника после паузы получилось, а вот выйти вперёд нет. Сетбол для своей команды заработал Джурич, а потом казанцы не стали принимать мяч, посланный с линии Урнаутом, посчитав, что он улетит за оранжевый квадрат. А тот опустился точнёхонько куда следовало. Так и вышло 25:23 в пользу итальянцев.
Тут надо отметить, что в самом конце сета захромал Кобзарь, и на площадке появился Бутько. И ещё на одну деталь хотелось бы обратить внимание: «Трентино» заработал в этом сете 15 брейковых очков, что является гроссмейстерским результатом, «Зенит» — вдвое меньше, только 7.
Вторая партия получилась соревнованием по количеству ошибок. Вначале допускали их по очереди, но ближе ко второму техническому трижды подряд промахивались исключительно игроки «Зенита» — и 12:16. При этом подавал Джаннелли. Но после порции замечаний от тренера в отведённую минуту отрыв убавился на пару очков. Итальянцы вроде бы восстановили комфортные "+4", но к этому моменту Стойчев использовал все свои тайм-ауты.
Казанцы подобрались было вплотную — 21:22, но Мэтт Андерсон промахнулся с линии, а Джурич забил — 21:24. Леон отыграл мяч, но неугомонный Урнаут заработал для «Трентино» решающее очко после быстрейшей передачи Джаннелли. 25:22 и 2:0 по партиям.
10 ошибок за сет, согласитесь, многовато, причём больше половины из них на подаче, что вдвойне непростительно. Правда, и соперник в этом элементе выглядел не лучше. Вот только при тех же шести промахах они исполнили четыре эйса против всего одного у «Зенита». При прочих равных сей факт и повлиял на исход партии. При этом было заметно, как игроки «Зенита» нервничали, отсюда и все их недочёты.
Похоже, успокоились ребята только в третьем сете, когда с самого начала получилось уйти вперёд — 8:5 к первой официальной минуте перерыва, 16:11 — ко второй. Отличную серию при вводе мяча в игру выдал Леон. Собственно, именно сей шаг, а ещё аналогичные снайперские мячи с линии Михайлова скорее всего повлияли на ситуацию на площадке.
Поняв, что партия проиграна, Стойчев усадил на скамейку ведущих игроков. И в концовке сета сольную партию исполнил Леон. Интересно, что процент результативности у него получился знаковым — 83%. А на табло по завершении третьей партии горели цифры, свидетельствовавшие о полном превосходстве российского чемпиона — 25:17.
Перед первым перерывом в четвёртой партии казанцы проиграли три очка подряд и отстали от «Трентино» — 6:8. Когда соперник прибавил ещё очко, Алекно взял тайм-аут. После чего на авансцену вышел Андерсон. Вначале ошибся, отправляя мяч с точки, а потом дважды был точен в атаке — 10:11 зенитовцы ещё проигрывали, но Стойчев не на шутку забеспокоился. И поделом: Михайлов с Андерсоном при поддержке партнёров изменили ситуацию на площадке и в счёте — 16:13.
Вот только соперник не мог смириться с таким положением и подравнял цифры на табло — 19:19: отличились Антонов и Урнаут. После перерыва два очка Леона вновь вывели казанцев вперёд, но соперник не уступал, более того, даже вышел вперёд — 22:21 после атаки Антонова. И вновь Леон сравнял счёт, а потом с помощью видеопросмотра удалось восстановить справедливость после скидки Бутько, а Антонов не попал в квадрат в атаке — и у «Зенита» получился двойной сетбол.
Но в очередной раз сопернику удалось отыграться. Затем произошёл любезный «обмен» ошибками с линии. Однако Михайлов смог заработать ещё один сетбол, и тут ошибся Урнаут. 27:25 в пользу «Зенита» и 2:2 по партиям.
А потом был тяжелейший укороченный сет и кошмарная нервотрёпка с видеопросмотрами, такими уже ставшими привычными ошибками на подаче, с жёлтой карточкой Стойчеву и, разумеется, финальной атакой Леона — безоговорочно лучшего игрока «Финала четырёх».
Не стану в подробностях описывать перипетии пятой партии. Приведу лишь в хронологическом порядке изменения счёта. Поначалу чуть впереди был «Трентино» — и команды поменялись местами при 8:7 в его пользу.
Выйти вперёд удалось, заработав два очка подряд Андреем Ащевым в атаке и блоком на Джуриче — 10:9 уже впереди «Зенит». Антонову удалось выровнять цифры, но Леон и Михайлов довели счёт до 12:10. После обоюдных ошибок на подаче отрыв в два очка сохранился. Но мяч после блока итальянцев отскочил в квадрат — 13:12. Вновь последовали неподачи с обеих сторон — 14:13. Наконец, Леон принёс золотое очко!
«Зенит» подтвердил, что ему нет равных в Европе. Но это победа ценна вдвойне, ведь она одержана после двух проигранных сетов.
Браво, «Зенит»! Шествие по Европе российских клубов продолжается!
Источник: «Чемпионат», Лев Россошик |