Несмотря на превратности судьбы и травмы игроков, задача перед россиянами остаётся прежней — попасть на пьедестал.
Во вторник состоялись первые матчи третьего этапа мужского чемпионата мира. А первые две групповые фазы преподнесли немало сюрпризов, и состав так называемого скрытого «Финала шести», то есть шестёрка оставшихся претендентов на награды, сегодня выглядит совсем не так, как на предыдущих мировых первенствах да и многих других соревнованиях, проводимых ФИВБ. Своими впечатлениями о продолжающемся главном турнире четырехлетия со специальным корреспондентом «Чемпионата» поделился генеральный секретарь Всероссийской федерации волейбола Александр Яременко.
— В шестерку команд, которые продолжают борьбу за награды 18-го чемпионата мира, не попали сборные, входящие в элиту мирового волейбола, — США, Италии и Сербии. Их места заняли сборные Ирана, Германии и Польши. Как подобное могло произойти?
— Сенсационным мне представляется результат матча последнего тура США — Аргентина. Американцы, которые прибавляли от игры к игре и в матчах с сильными соперниками проявляли свои лучшие качества, неожиданно уступили в самом последнем матче, когда всем — похоже, что и им самим, — казалось, что они уже в заветной шёстерке. С другой стороны, могу понять состояние игроков команды, которая должна была едва ли не в каждом матче играть на максимуме своих сил — физических и психологических, потому что у них подобралась такая «группа смерти». Согласитесь, одно дело выходить на площадку против Египта, Мексики и Китая, как российской команде, и совсем другое — противостоять Франции, Италии и Ирану. Андерсону и его партнерам приходилось проводить длинные матчи, радоваться каждому выигранному очку, переживать проигранные, затрачивать гораздо больше эмоций. Человеческий же организм имеет свои пределы. И, возможно, им на столь длинном пути не хватило того самого гормона, который крайне необходим для победы. Причем о физической усталости речь не идет — в календаре были запланированы выходные дни в достаточном количестве. Сегодня в любой команде способны за сутки восстановить игрока. А вот чтобы восполнить психологические затраты, требуется время. И его-то американцам не хватило.
— А что вы можете сказать про Италию и Сербию?
— От этих сборных всегда ждут высокого результата, мы привыкли видеть их среди тех, кто борется за медали. Но у тех же американцев состав гораздо более сбалансированный, чем у Сербии и собенно Италии. Американцы переставили Андерсона в диагональ, нашли отличного доигровщика, связующего и либеро. А центральные — один другого лучше: Смит выходит на замену вместо именитого Ли и играет ничуть не хуже. Поэтому и Андерсон, и Ли выступают в российских командах. А кто у итальянцев способен стать лидером в российском чемпионате? Разве что один Зайцев, да и то не факт, что он заиграет в свою силу в нашем клубе, хотя Иван и выделяется на фоне своих партнёров. Но ведь Курек тоже смотрелся лучше других поляков, а в московском «Динамо» так и не заиграл.
— Травица провел неплохой сезон в «Белогорье»?
— Когда связующий играет в команде с такими исполнителями, как Грозер и Мусэрский, там не надо быть мастером высочайшего класса. А он им и не является. Впрочем, и при таком составе итальянцы могли быть выше, если бы не оказались в «группе смерти».
— Мы говорили о тех, кто удивил со знаком минус. Теперь немного о тех, кто произвел впечатление со знаком плюс.
— От того же Ирана мы ожидали такого взлета. Он преподнёс сюрприз немного раньше — по ходу и в финальной стадии Мировой лиги. Всем хотелось посмотреть, как долго сможет продержаться чемпион Азии с такой игрой, какую они продемонстрировали до полуфинала во Флоренции в июле. Помните, команда здорово смотрелась в интерконтинентальном раунде Мировой лиги, обыграла всех — и Бразилию, и Италию, и Польшу. Но дойдя до медальных разборок в «Финале шести», вдруг «сдулась». И вот здесь, на чемпионате, мы убедились, что иранцы реально претендуют на то, чтобы называться классной командой, — они продолжают держать свой высокий уровень.
— А Польша, Франция, Германия?
— Поляки — хозяева, они вышли во второй круг с максимумом очков, и этого гандикапа им хватило, чтобы продолжить борьбу за награды. Собственные победы над Аргентиной и США дополнили очковый запас. Про выигрыш у Франции не говорю, потому что исход этого матча уже ничего не решал.
А вот если бы его результат имел значение, французы наверняка играли бы по-другому. Сборная Франции хороша, но не настолько, чтобы замахиваться на итоговую победу. Их отличает минимум ошибок, четко выстроенная оборона, чего собственно от них и ждали. И это приносит свои плоды. Германия играла в тени Бразилии, и ее выход в шестёрку можно было спрогнозировать. Всё решил матч немцев с Канадой. Окажись они в другой восьмёрке на втором этапе, им вряд ли удалось бы дотянутся до третьей фазы турнира.
— Теперь о выступлении россиян.
— Учитывая регламент чемпионата, в шестёрку мы должны были попадать безо всякого. Что и получилось. И поражение от Бразилии не столь обидно, сколько травма нашего второго диагонального Мороза в этом матче. Мы надеемся, что Павлов восстановится к завтрашнему матчу, и тогда наша команда вернется к привычной игре, которую мы видели и каждый раз ждем без вынужденных смен позиций. Матч с бразильцами тем самым оставил много вопросов, главный из которых: а что было бы, останься Мороз на площадке? Когда бразильцы отрываются на несколько очков, их очень непросто настигнуть — они действуют раскованно. При равной игре у них сразу же начинаются ошибки. А так с нашей неразберихой после второй партии в третьей и четвертой они всё время лидировали с приличным отрывом в 3-5 очков, и в такой ситуации у них всё получается, они раскрепощены до предела. И тот же Виссотто, который именно в двух последних сетах сделал всю игру, вторую партию, когда счет в концовке пошел на больше-меньше, нам просто подарил, проиграв из-за ошибок, скажем, полтора очка, а вторую половинку мы добыли сами и победили в этом отрезке. Стоит нам вернуться к привычной схеме, и игра будет совсем другой. Мы ожидаем от наших выхода в полуфинал. Конечно, по жеребьёвке нам достались очень сильные соперники…
— Кстати, про жеребьёвку. Почему её итоги были восприняты неоднозначно, а нашему генеральному менеджеру даже приписали слова, которых он не говорил.
— Дело в том, что команды, которые заняли первые места в своих группах по итогам второго этапа, не сомневались, что останутся на третью часть турнира в тех же городах, где игралась и вторая фаза турнира. В регламенте было прописано лишь, что победители не участвуют в жеребьёвке и что польская сборная, с кем бы ни оказалась в группе, останется играть в Лодзи. Объяснялось это специальными маркетинговыми программами и интересами телевидения. А поскольку поляки оказались по итогам жеребьёвки в группе с Бразилией и Россией, то обе сборные вынуждены были проследовать в Лодзь к хозяевам турнира, которые здесь и играли. Так что всё было правильно, единственное, что получилось, — смена полей.
Источник: Чемпионат.com, Беседовал Лев РОССОШИК |