В последние годы Дениса Бирюкова регулярно приглашали в главную команду, но в состав он попадал далеко не всегда.
— Вы сыграли первый официальный матч за взрослую сборную страны в 20 лет на чемпионате Европы 2009 года в Турции. Ваш партнёр по молодёжной команде России Максим Михайлов годом ранее, он выступал ещё на Олимпийских играх в Пекине, а потом стал и чемпионом Лондона, и победителем европейского первенства в прошлом году. Иными словами, он сразу застолбил себе место в национальной команде. А вам, увы, это сделать не удалось. Что помешало?
— Обстоятельства так складывались, наверное.
— Но вы же наверняка анализировали, почему происходило именно так, а не иначе?
— Сложно сказать. Но причина всё-таки во мне самом: где-то недоработал на тренировке, где-то сплоховал в игре. Иными словами, мои действия не убедили тренеров, что я должен остаться в составе команды.
— После победы в Мировой лиге 2011 года, где вы проявили себя с лучшей стороны, Владимир Алекно поставил вас в стартовую шестёрку. И на групповом этапе чемпионата Европы в Карловых Варах вы смотрелись здорово. Однако в полуфинале с Сербией в Вене, а потом и в матче за бронзу с Польшей не были похожи на себя самого.
— Наверное, вам просто показалось. Мы все сыграли хорошо, но сербы чуть лучше, и выиграли они на «больше-меньше». Такое часто бывает в спортивных играх, где ничьих быть не может. Да и поляки тогда были здорово готовы, а мы, расстроенные неудачей накануне, не смогли должным образом провести матч. Просто тогда, как потом выяснилось, был не наш день. Ведь эта же команда победила через пару месяцев на Кубке мира, куда мы смогли попасть благодаря wild card. А через год почти в том же составе выиграла и олимпийское золото.
— Только вас в той победной лондонской дюжине не было. Хотя в тренировочном процессе перед Играми вы участвовали. И год назад вы вместе со всеми готовились к чемпионату Европы, а перед самым отъездом вас вновь «отцепили». Что ощущает человек, оказавшись за бортом главной команды в самый последний момент?
— Вы прекрасно понимаете, что окончательное слово принадлежит тренеру. Если он решает не включать тебя в состав, значит, я уже говорил об этом, игрок не смог в период подготовки убедить его, что должен оказаться в команде. В конце концов, скажем, в прошлом году тренер сделал выбор в пользу тех, с кем выиграл Мировую лигу. Они были сыграннее, он им больше доверял. Я же приехал на сбор перед чемпионатом Европы после выигрыша Универсиады в Казани. И мне было непросто влиться в коллектив — ребята же работали вместе всё лето. В любом случае было досадно, что в очередной раз оказался не у дел. Зато каждый такой «прокол» заставлял меня работать больше, чтобы всё-таки доказать свою способность постоять за честь страны.
— После прошедшего клубного сезона, после уже проведённых матчей Мировой лиги сложилось впечатление, что вам удалось себя преодолеть — и в московском «Динамо» вы проявили себя настоящим лидером, и в сборной, особенно в её первых, самых сложных матчах. Что повлияло на перемены: взросление, смена клуба, доверие тренеров, а может быть, личностные факторы — любовь, например?
— После перехода в «Динамо» я как бы обрёл второе дыхание. Да и девушка у меня появилась, не скрою. Да и 25 лет уже исполнилось, возраст солидный. К тому же динамовские тренеры в меня поверили, и я играл за клуб в своё удовольствие, хотелось постоянно находиться на площадке. Так что тут, можно сказать, всё в комплексе.
— «Динамо» стало вашим четвёртым клубом.
— Наверное, всё-таки третьим. Потому что из Белгорода, города, в котором я стал волейболистом, меня отдали в аренду в Сургут. Дома у меня не было игровой практики. И я благодарен руководству «Белогорья» за этот шаг — у меня появилась возможность проявить себя. А потом последовало предложение из Новосибирска, где я провёл два важных для себя сезона. Теперь у меня действующий контракт с «Динамо»… Всё-таки ближе к дому, к Белгороду.
— В своё время вам нравилось каким-то образом выделяться среди партнёров.
— Если вы мою причёску имеете в виду, то я и сейчас готов сделать что-нибудь этакое. Вот только мастеров-парикмахеров, способных предложить какой-то необычный вариант и его исполнить, пока найти не могу. И пусть это не всем нравится, ничего плохого в таком шаге нет, ведь так?
— Согласен. Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный доигровщик, какими качествами он должен обладать?
— Идеальный доигровщик?.. Прежде всего это человек, который умеет делать на площадке всё — и атаковать, и подавать, и блокировать, и принимать, и в защите отрабатывать. Короче, это Сергей Тетюхин. И как игрок, и как человек он был и остаётся для всех примером. Хорошо, что нам есть на кого равняться, есть за кем тянуться.
— А вот у американцев появился Тейлор Сандер. И такое впечатление, что у этого игрока нет слабых мест.
— Давайте посмотрим на него через год. Уверяю вас, что к нему приспособятся, и он даже через сетку перебить не сможет. Мне так кажется. Пока, на новенького, он действительно смотрится неплохо. Но когда аналитики досконально разберут его игру, парню будет куда сложнее проявить себя.
— Какие команды будут фаворитами на чемпионате мира в сентябре в Польше?
— Это ни для кого не секрет — всё те же, а это порядка 10 сборных, реально способных бороться за золото. В современном волейболе много очень ровных команд. И любая способна выстрелить. Даже молодые кубинцы — быстрые, прыгучие.
— А что происходит с нашими традиционными соперниками по всем последним главным соревнованиям бразильцами?
— Трудно сказать, не зная всей внутренней кухни. Но судя по результатам, чемпионы мира никак не могут найти свою игру.
— Как расценить тот факт, что сборные России и Бразилии сыграют между собой на чемпионате мира в Польше уже на втором этапе?
— Даже не знал об этом. Вообще, пока так далеко вперёд не заглядываю. Читал где-то, что в первом матче сборная России встретится с канадцами. А кто ещё в группе и какова система розыгрыша, пока даже не интересовался. Сейчас у нас задача попасть в «Финал шести» Мировой лиги и выступить во Флоренции достойно. О прочих соревнованиях подумаем после этого.
Источник: Чемпионат.com, Беседовал Лев РОССОШИК |